Огнезащита воздуховодов: какие материалы рекомендуется использовать, а какие категорически нельзя

У сoврeмeнныx стрoeний — кoммeрчeскиx, прoмышлeнныx и жилыx — слoжныe, рaзвeтвлённыe систeмы вeнтиляции, пeрeсeкaющиe мнoжeствo пoмeщeний. Вoздуxoвoды прeдстaвляют пoвышeнную пoжaрную oпaснoсть, тaк кaк в случae вoзгoрaния oгoнь пo ним мoжeт быстрo рaспрoстрaниться пo всeму сooружeнию. К сoжaлeнию, этoт фaкт пoдтвeрждaют крупныe пoжaры в здaнии Рoсмoрфлoтa и в РAO «EЭМ Рoссии» в 1998 гoду, a тaкжe в Oстaнкинскoй бaшнe в 2000-м. Гoрький oпыт лёг в oснoву рaзрaбoтки сoврeмeнныx нoрмaтивныx документов, таких как № 123-ФЗ (ст. 138), ТР ЕАЭС 043/2017 (ст. 82) и СП 7.13130.2013 (п. 6.3). Они регламентируют, что огнестойкие воздуховоды должны полностью состоять из негорючих элементов. И тем не менее пожары случаются. Оказывается, что далеко не все доступные на рынке решения удовлетворяют требованиям пожарной безопасности воздуховодов и относятся к горючим.

Один и тот же базальт и разная фольга

Испытание армированной фольги

на огнестойкость

Один из самых распространённых вариантов обеспечения пожаробезопасности воздуховодов — защита их рулонными материалами на основе базальтового волокна. Базальт — вещество вулканического происхождения. Именно благодаря составу материалы на его основе выдерживают долговременное воздействие высочайших температур без потери свойств. При пожаре эти покрытия не дымят и не выделяют в окружающую среду токсичных продуктов горения. Однако, несмотря на то что само базальтовое волокно относится к классу пожарной опасности строительного материала КМ0 и группе негорючести НГ, подобные решения не всегда обладают такими же характеристика.

Например, на рынке есть привычные и уже зарекомендовавшие себя изделия — маты ALU1 WIRED MAT компании ROCKWOOL. Они состоят из каменной ваты (основа), неармированной фольги и сетки. Изделия прошиваются проволокой. Фольга толстая и прочная, толщиной 34–40 мкм. Она крепится механически, и в таком решении просто нечему гореть. Противопожарные характеристики подобных материалов не вызывают сомнений, их часто выбирают для защиты крупных объектов: например, ALU1 WIRED MAT используются для огнезащиты воздуховодов на заводе ОАО «Фармстандарт-Уфавита», в одном из красивейших жилых комплексов столицы «Садовые кварталы» и даже на некоторых станциях Московского метрополитена.

В то же время сейчас широкое распространение получили маты из базальтового супертонкого волокна (БСТВ). Они считаются более доступным и сберегающим пространство решением. По сути, такой мат — та же каменная вата, но покрытая тонкой армированной фольгой. Последняя толщиной 9–11 мкм требует армирования. Армировка приклеивается к фольге на полимерное основание. Именно такой клеевой слой влияет на конечные характеристики всего решения. Наглядно это доказало испытание, проведённое в независимой лаборатории и инициированное экспертами компании ROCKWOOL, одного из ведущих производителей тепло-, звукоизоляции и огнезащиты из каменной ваты. Специалисты проверили огнезащитные покрытия для воздуховодов на основе базальтового супертонкого волокна с покрытием алюминиевой фольгой.

БСТВ: испытание на горючесть не пройдено

Представители компании ROCKWOOL протестировали самые распространённые на рынке продукты. Из 11 образцов продукции разных производителей декларируемые пожарные характеристики (негорючесть) подтвердились лишь у одного. Испытания проводились в независимой лаборатории ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”» в 2020 и 2021 годах. Тестирование осуществлялось в соответствии с ГОСТ 30244–94 «Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть» по методике I для негорючих материалов. Тестировались отдельные слои: фольга и минераловатное основание.

о правилам испытание начинается с подготовки образцов цилиндрической формы диаметром 45 мм и высотой 50 мм. Если толщина материала меньше 50 мм, то экземпляр изготавливается из соответствующего количества слоёв. Также подготавливается стопка вырезанных из фольги кружков, которая должна плотно сжиматься проволокой.

Образец помещается в специальную печь, заранее разогретую до 745–755 °С. Испытания проводятся 30 минут, в течение которых фиксируются температуры и наличие самостоятельного пламенного горения. После извлечения образца сравнивается его масса до и после проверки. Материал относится к горючим, если не подтверждается хотя бы один из факторов:

  • прирост температуры в печи составил менее 50 °С;
  • потеря массы образца — не более 50 %;
  • продолжительность устойчивого пламенного горения — не более 10 секунд.
  • Если материал оказался горючим, точно его группу горючести можно определить по методике II.

    В ходе испытаний 11 закупленных образцов БСТВ в десяти случаях фольга с клеевым слоем горела более 10 секунд. Следовательно, покрытые ею маты из каменной ваты не могут относиться к негорючим материалам. Ниже представлены данные лабораторных испытаний ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”

    Тестируемый образец

    Результаты определения группы негорючих материалов 1

    1

    Комбинированное огнезащитное покрытие для воздуховодов Изовент (ЕI 30)

    Горючий материал

    2

    Кроз Огневент-Базальт EI 60-20-1Ф1000 каш/ф

    Горючий материал

    3

    Самоклеющееся огнезащитное покрытие ОГНЕСПАС AIRSTEEL 20 000 х 1 200 х 5 (EI 60)

    Горючий материал

    4

    ОГНЕСПАС МВБОР 5Ф 20 000 х 1 200 х 5

    Горючий материал

    5

    ОГНЕСПАС ВЕНТИ ТИБ-1Ф 6 000 х 1 000 х 20

    Горючий материал

    6

    Теплоогнезащитное покрытие для воздуховодов БИЗОН-20-1Ф (EI 60)

    Горючий материал

    7

    НЗТМ Материал вязальный базальтовый огнезащитный рулонный ВМБОР-5Ф (20 000 х 1 200 х 5)

    Горючий материал

    8

    БОС Огнезащитный базальтовый материал PRO-МБОР-5-1НФ (20 000 х 1 200 х 5 мм)

    Негорючий материал

    9

    ОГНЕМАТ МПБОР-5-1Ф 20 000 х 1 200 (уп. 24 м2) Стандарт

    Горючий материал

    10

    Материал базальтовый огнезащитный МБОР-5Ф (30 000 х 1 500 х 5, рулон 45 м2)

    Горючий материал

    11

    ВЗТМ Огнезащитный базальтовый материал ОБМ-5Ф (20 000 х 1 200 х 5)

    Горючий материал

    1) Во всех случаях горючим являлся слой фольги (кашировки).

    Почему производители выпускают противоречащую нормам продукцию.

    Причины выпуска решений, которые не удовлетворяют требованиям пожарной безопасности, вполне прозаичны:

    • у компаний нет технологической возможности изготавливать продукты, на которые фольга крепится механически;
    • материал намеренно удешевляют для увеличения собственной прибыли, так как неармированная фольга, применяющаяся в «традиционных» изделиях, существенно толще, а следовательно, дороже, чем армированная.

    Слоистые решения, в том числе кашированные алюминиевой фольгой, могут быть негорючими только при отказе от использования полимерных материалов в составе фольги (кашировки). Испытания для определения их класса пожаробезопасности должны быть добросовестными и производиться отдельно для всех слоёв. Материал может применяться для огнезащиты воздуховодов, только если каждый его слой прошёл проверку.

    Наглядный эксперимент, проведённый компанией ROCKWOOL и ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”», показывает, что на рынке огнезащитных покрытий для воздуховодов сложилась критическая ситуация: часть продукции не соответствует требованиям законодательства. Намеренная фальсификация сертификатов вводит в заблуждение проектные и строительные организации и подвергает опасности здания и находящихся в них людей. Привлечение всех заинтересованных лиц к проблеме и контролю рынка поможет в будущем минимизировать последствия от пожаров и сохранить не одну человеческую жизнь.

     

    Комментарии и пинги к записи запрещены.

    Комментарии закрыты.