Самые высотные сооружения Украины

Вeсь мир удивлeннo и вoсxищeннo смoтрит нa гигaнтскиe нeбoскрeбы, кoтoрыe сeйчaс стрoятся в СШA, Китae, Эмирaтax и т.д., вoсxищaeтся высoкoкaчeствeнными мaтeриaлaми, из кoтoрыx oни сooружeны. Нo, oкaзывaeтся, сaмыe высoтныe и мoщныe сooружeния Укрaины пoстрoeны дaвным-дaвнo из свeрxпрoчнoгo и свeрxдoлгoвeчнoгo бeтoнa, кoтoрый   был сoздaн oтeчeствeнными учeными.  

Дoп. инфoрмaция

Еще в 50-х годах прошлого столетия был изобретен и внедрен в практику первый пластификатор — Поверхностно Активное Вещество СДБ, – который позволил получить сверхпрочный и сверхдолговечный бетон, из которого построены самые высотные сооружения в Украине.  

В конце 1940-х годов было организовано Научно-производственное объединение ВНИПИ «Теплопроект», который, одновременно, разрабатывал-исследовал-проектировал-изготавливал и составлял инструкции по применению новых строительных материалов и технологий бетонов. В результате, время от первоначальной идеи до опытного образца было сокращено до минимума, экономились трудозатраты и сырьё, взаимозаменяемость учёных в цехах заводов позволяла получать высокачественные материалы и технологии по своим параметрам не имеющие аналогов в мире. Причём, разработанные и утверждённые Инструкции по применению новых строительных материалов и технологий бетонов являлись гарантией долговечности зданий и сооружений.

Тематика Центральной лаборатории № 10 (руководил с 1954-го года Б.Д.Тринкер) включала: проектирование, строительство, обследование и изучение состояния высотных железобетонных сооружений на ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, тоннелей на ГЭС и разработку новых проектных решений.  

Проводились исследования, направленные на создание специальных бетонов высокой морозостойкости для башенных гиперболических градирен и особоплотных бетонов, твердеющих в условиях непосредственного соприкосновения с породой, замороженной до −50°С, для бетонирования закрепного пространства калийных шахт.

Проводились исследования и были разработаны основные положения теории коррозии бетона под воздействием: сернистого газа для дымовых труб, морской воды для портов, изностройкого бетона в тоннелях ГЭС. Разрабатывались способы противокоррозионной защиты и ремонта бетона стволов труб и башенных градирен, кавитационно-стойкого бетона ГЭС, цементно-полимерные бетоны повышенной коррозионной стойкости.

В результате проведённых работ, были разработаны общесоюзные и ведомственные нормативные документы по производству бетонных работ при возведении дымовых железобетонных труб, башенных гиперболических градирен, калийных шахт, тяжёлых морских причалов, по противокоррозионной защите специальных сооружений в высоко-агрессивных средах, обеспечению жаростойкости, сейсмоустойчивости и других параметров. Разработаны ведомственные нормативные документы по приготовлению и применению торкрет-масс для тепловой изоляции, а также огнезащитных штукатурок и жаростойких растворов.  

В соответствии с разработанными Лабораторией № 10 требованиями к бетону и его свойствам, в СССР ежегодно возводили более 100 железобетонных промышленных труб высотой от 150 до 330 м. В ХХ веке построено более 90 труб высотой 320 – 330 метров новых конструкций с противодавлением в вентилируемом зазоре между стволом и футеровкой, разработанных лаб.   №№ 5, 10 и отделом проектирования промышленных труб института.

К примеру, на Углегорской, Запорожской и Рязанской ГРЭС в 1970—1974 построены дымовые трубы высотой 320 м новой конструкции. Исследование, проектирование и подбор составов бетона для всех дымовых труб были произведены лаб. № 10 под руководством Б. Д. Тринкера.                                   

При возведении, впервые в мире в 1984 году, дымовой трубы высотой 250 метров ТЭЦ металлургического комбината «Азовсталь» в г. Жданов (Мариуполь), при расходе бетона 10 тысяч кубометров был получен чистый эффект — прибыль в количестве 1 миллион рублей ( в ценах 1984 года ) за многих нововведений:

  • Сокращённой по времени новой технологии, то есть одновременного совмещённого монтажа-бетонирования наружного и внутреннего стволов трубы,
  • Применения кислото-жаро-стойкого лёгкого полимерсиликатбетона ПСБ эксплуатация которого с 1984 года показала высочайшую гарантированную долговечность и стойкость,  
  • Отсутствия затрат на ремонт и восстановление,
  • Отсутствия затрат на сохранение экологии окружающей среды.
  • Поли-климатических возможностей возведения.

Впервые в истории мирового строительства, были получены лёгкие всепогодные бетоны на керамзитовом гравии имеющие высокие теплозащитные свойства и одновременно обладающие кислото- и щелоче-стойкостью, а также как показал четвертьвековой опыт эксплуатации высокую долговечную термостойкость до 600 градусов Цельсия.  

Появилась возможность: во-первых круглогодично строить тепловые и атомные электростанции, химические предприятия, в зимних условиях при температуре минус 50 градусов Цельсия и на вечной мерзлоте, во-вторых обеспечить надёжную долговечную теплоизоляцию зданий.   До сих пор, данная технология вне конкуренции во всем мире.

Вот, несколько примеров того, как основные разработки Центральной лаборатории № 10 ВНИПИ Теплопроект были успешно внедрены в Украине :

  • 1965 год, дымовая труба высотой 240 метров   Северодонецкой ТЭЦ,
  • 1969 год, дымовая труба высотой 250 метров   Бурштынской ГРЭС,
  • 1971 год, дымовая труба высотой 250 метров   Кураховской ГРЭС,
  • 1972 год, дымовая труба высотой 320 метров   Запорожской ГРЭС,
  • 1972 год, дымовая труба высотой 320 метров   Углегорской ГРЭС,
  • 1982 год, дымовая труба высотой 276 метров   Киевской ТЭЦ-6.  

Самые первые в Европе уникальные башенные градирни высотой 150 метров и диаметром 130 метров построены на Ровенской АЭС (Западная Украина).

Велось всепогодное круглогодичное строительство огромных 150-метровых особо-долговечных сверх-морозостойких башенных железобетонных градирен из гидротехнического бетона с применением суперпластификаторов лигносульфонатов ЛТМ. Режим их работы: внутри конденсат + 40-80 градусов, снаружи по погоде от минус 50 до плюс 50 градусов Цельсия.

Первая в СССР дымовая труба Зуевской ГРЭС № 2 (Зуевская ТЭС) высотой 330 метров (на заднем плане), построенная в скользящей опалубке в 1979-1980 годах.

Первая градирня высотой 90 метров, Киевская ТЭЦ-6, 1978 год, оболочка была построена по «единой системе скоростного бетонирования, с применением: суперпластификатора ЛТМ на основе лигносульфонатов, бетононасоса, скользящей опалубки в рекордно-короткие сроки, в течение одного месяца.

Дымовая труба Харьковской ТЭЦ-5, высотой 330 метров, 1991 год.

Нельзя не признать, что эффективные строительные материалы и технологии бетонов из отечественного сырья разработанные в НПО ВНИПИ «Теплопроект» Минмонтажспецстроя СССР в 1950 – 1980 годы, это — огромное практическое богатство-наследие для современных строителей ХХ1 века. И лаборатория № 10 под руководством Б.Д. Тринкера внесла свой неоценимый вклад в развитие высотного строительства из сверхпрочных и сверхдолговечных железобетонов.

д.т.н. А.Б. Тринкер

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.